Вам и не снилось. Минск-новости

Вам и не снилось. Минск-новости

УВЛЕЧЕНИЕ МИНЧАН. МИНСК-НОВОСТИ Вам и не снилось На протяжении восьми лет минчанка создает неповторимой красоты будуарные куклы, которые уже поселились во многих странах мира Виктория ДАРЕВСКАЯ, фото Павла РУСАКА. В Беларуси лепные куклы появились относительно недавно, но среди наших соотечественников уже есть много талантливых мастеров, работающих в этом направлении. Одна из них – Ирина Сазанович. – По образованию я – психолог, но по специальности не проработала ни дня – много лет трудилась медрегистратором в службе судмедэкспертиз, – рассказывает собеседница. – С детства была творческой натурой: рисовала, шила, вышивала. Любовь к рукоделию привили бабушка, мама и школьная учительница по трудам. Когда подходил к концу второй декретный отпуск, поняла, что не хочу возвращаться на прежнее место работы – к тому времени я уже сшила первую текстильную куклу-ангелочка. Ирине захотелось создать свои выкройки, выработать авторский стиль,чтобы ее куклы были узнаваемы, – на это ушло несколько лет. Так из медрегистратора она стала ремесленником и погрузилась в творчество. Сегодня И.Сазанович активно принимает участие в международных кукольных выставках, проводит авторские презентации, организовывает тематические фотопроекты, мастер-классы. – На смену текстильным куклам пришли лепные, – продолжает Ирина. – Если работать с текстилем я научилась самостоятельно, то для того, чтобы освоить новый материал, много средств и времени вложила в свое обучение. Создание кукол из полимерной глины – это более длительный процесс, чем создание куклы из текстиля. Тут все создается с нуля. Берешь в руки кусок материала и начинаешь лепить. Постепенно. Поэтапно. Самым сложным и очень важным этапом в создании лепных кукол, я считаю, является этап шлифовки. Тут все должно быть идеально. Очень важно, чтобы куклу было приятно взять в руки. В процессе создания кукла зачастую сама диктует свой образ. Бывает, вроде бы лицо готово, ставишь глазки, а куколка смотрит на тебя и словно дает понять, что ей нужны более пухлые щечки, более вздернутый носик. Приходится что-то долепливать, дошлифовывать, докрашивать. И каждый раз заглядываешь ей в глаза, словно ждешь одобрительного «хватит!». Ирина не делает эскизов, образы рождаются в процессе работы, а иногда – во сне. Все ее куклы существуют в единственном экземпляре, по шаблонам мастер не работает. Немало времени уходит на изготовление кукольной головы. Она крепится к туловищу при помощи шарнира, поэтому ее можно поворачивать, наклонять. Туловище у каждой куклы разное. Оно создается с учетом человеческих пропорций. У одних кукол туловище вылеплено из полимерной глины и обтянуто тканью, у других – из ткани и набито либо опилками, либо синтепоном и утяжелителем. Руки и ноги у таких кукол подвижные. Коллекционер, либо человек, захотевший поселить в своем доме одну из работ Ирины, всегда сможет поменять положение куклы – изменить положение рук, ног, головы. И каждый раз эта кукла будет казаться новой, живой, интересной. После того, как художник создает все части кукольного тела, они проходят множественные этапы шлифовки и покраски. Затем мастер тонирует их пастелью, чтобы еще и визуально подчеркнуть объем, прорисовывает личико, ноготочки на ручках и ножках акриловыми красками, фиксирует специальным лаком. Глазки у таких кукол зачастую стеклянные и весьма реалистичные – их Ирина приобретает на специализированных выставках за границей. Волосы у таких кукол из шерсти козы, либо овцы. Они очень приятные на ощупь, будто натуральный человеческий волос. Мастер самостоятельно подготавливает и окрашивает шерсть перед тем, как прикрепить ее к кукольной головке. Необычные наряды и украшения, дополняющие образ, Ирина также создает сама. Ведь именно детали делают образы кукол запоминающимися и уникальными. – Если на изготовление текстильной куклы у меня уходило от трех до пяти дней, то на создание лепной – минимум месяц. В работе использую только качественные, проверенные материалы. К сожалению, в Беларуси для кукольников их очень мало и все приходится покупать за границей. Немало средств уходит на рекламу, участие в выставках, обучение, – говорит мастер. И это правильно. Ибо только вкладывая ты сможешь получать взамен. Уметь продать свой «продукт» – важный навык, которое приходит с опытом. И только уверенность в уникальности своей работы – гарантия успеха. Если раньше около 80 процентов созданных Ириной кукол увозили за границу, то сегодня ситуация изменилась: большинство из них остаются в Беларуси. У наших соотечественников есть целые коллекции ее работ – по 8-10 кукол. Среди почитателей ее таланта есть и звезды эстрады, и олимпийские чемпионки, и телеведущие. Последняя коллекция лепных кукол Ирины называется «Цирк». Именно старый цирк всегда вдохновлял ее и на протяжение всего «кукольного пути» часто появлялись цирковые образы то в куклах, то в мишках-тедди, созданных ею. Недавно Ирина завершила работу над куклой Коломбиной, которая сейчас ищет свой дом. Мастер три месяца работала над ее созданием. – Со временем наши граждане по достоинству оценили такое творчество, стали понимать стоимость работ, – рассуждает мастер. – Но иногда людям нужно созреть на приобретение такой куклы. Был случай, когда на одной из выставок мужчина попросил мою визитку. Он позвонил спустя два года – захотел сделать подарок своей приятельнице из Парижа. Ирина никогда не садится за работу без настроения, так как уверена, что негативная энергетика передастся кукле, а потом – и будущему хозяину. А ее творчество должно дарить людям уют, тепло и радость. Выноска 1 Любовь к творчеству передалась и старшей дочери Ирины. В11 лет Арина уже представляла свои работы на известной международной выставке «Искусство куклы» в Москве, став самой юной участницей, – девочка увлекается лепкой китов. Выноска 2 В творчестве И.Сазанович был период, когда с кукол она переключилась на создание платьев для детей и подростков. Ее коллекции демонстрировались на Неделе мод в Беларуси, России, Франции, на Мальте.